Волгоградское муниципальное учреждение культуры
  
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")

г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
csdb-2008@inbox.ru
+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

Владимир Григорьевич Шухов

20 апреля 2021

И, тем не менее, сегодня в России мало кто знает о Шухове. Разве что в связи с башней на Шаболовке. А ведь он включен в список 100 самых выдающихся инженеров всех времен и народов. Прежде всего, поражает одно только перечисление сфер его деятельности. Помимо различных архитектурных конструкций им созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения жидкостей, насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, мины

«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №2



и т.д. С его именем связаны практически все крупные стройки первых пятилеток: Магнитка, Кузнецкстрой, Челябинский тракторный завод, завод "Динамо"и даже вращающаяся сцена МХАТа.

Выдающиеся инженерные способности Владимир Григорьевич Шухов показал уже во время учёбы в Императорском Московском техническом училище, теперь это МГТУ им. Баумана. Он закончил его в 1876 году, получил диплом инженера-механика. Ему тогда было 22 года, но он уже получил предложение остаться в училище на преподавательской работе.

«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №3



Молодой выпускник предложение отклонил и решил отправиться в американский город Филадельфию, где как раз проходила очередная Всемирная выставка новейших технических достижений всех стран. Познакомившись с ними Владимир Григорьевич остался в США на целый год. Его интересовало многое- и как работают машиностроительные заводы в Питсбурге, и как организовано движение на американских железных дорогах. Это был не праздный интерес: в России как раз тогда начинался промышленный подъём- строились заводы, железные дороги, росла добыча руды, нефти. В США он набирался опыта. А когда вернулся на родину, то занялся проектированием паровозных депо для одной из российских железнодорожных компаний. В ту пору в России это было дело не очень освоено. Затем, в 1878 году, Шухов стал работать в крупной московской инженерной фирме, конструировавшей самое разное промышленное оборудование, в том числе для нефтепромыслов.

Важнейшие нефтепромыслы тогда были в Баку, и от места добычи к перерабатывающему заводу нефть везли в бочках. Шухов спроектировал и построил первый в мире нефтепровод длиной в 10 км. С нефтью оказались связаны многие инженерные идеи Шухова, используемые до сих пор. Он спроектировал насосы для перекачки нефти, разработал технологию изготовления цилиндрических металлических резервуаров для её хранения- трудно поверить, но до этого нефть просто сливали в котлованы, откуда потом и черпали.

В 1891 году Шухов создал первую в мире промышленную установку непрерывной термической обработки нефти. До этого из неё получали только керосин. Теперь же можно было производить бензин и мазут, которые раньше уходили в отходы.

«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №4



Речные танкеры опять же спроектировал Шухов. Они предназначались для плавания по Волге.

«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №5



При создании нового московского водопровода опять- таки Шухов, уже в должности главного инженера, вместе со своими сотрудниками проектировали водопроводную систему, в которую входила разветвлённая система трубопроводов, насосов и других устройств.

1890-е годы его фирма занялась строительством железнодорожных мостов. По его проектам в разных местах России были построены, ни много ни мало, 417 металлических мостов.

«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №6



Вероятно, работа над мостами привела его к новому инженерному творчеству- проектированию лёгких, простых в изготовлении и в то же время прочных, надёжных перекрытий для больших помещений- например, заводских цехов. Так появились первые арочные конструкции в виде ажурных металлических переплетений. Их форма и конфигурация, точно рассчитанные математически, предназначались для того, чтобы нести на себе стеклянные своды, и не требовали дополнительных промежуточных опор. Главное – эти конструкции были очень просты в изготовлении. До него ничего подобного никто из инженеров не строил. Некоторые из этих конструкций были показаны на Всероссийской выставке 1896 года.

«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №7



Самое широкое применение нашли шуховские сетчатые перекрытия со стеклянными сводами. В Москве Шухов спроектировал огромную стеклянную крышу для перрона Киевского вокзала, для залов Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, для ГУМа, для Петровского Пассажа- все эти конструкции исправно служат и в 21 веке.

«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №8



«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №9



Но самое знаменитое из всех творений инженера Шухова- это московская башня на Шаболовке. Башня строилась в 1920- 1922 годах. Это было тяжёлое для страны время. Строительство не раз останавливалось из-за перебоев с материалами, а когда при подъёме четвёртой секции случилась авария, Шухова… приговорили к расстрелу- с отсрочкой исполнения приговора до окончания строительства. По счастью, приговор всё-таки отменили…

«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №10



Писателя Алексея Толстого по его собственному признанию, именно башня на Шаболовке вдохновила на создание романа «Гиперболоид инженера Гарина». 10 марта 1939 года башня начала телевизионные трансляции, которые велись 4 раза в неделю. Но создатель её, выдающийся инженер Владимир Григорьевич Шухов, не дожил до этого дня чуть больше месяца. К тому времени Шуховская башня стала уже не только московской достопримечательностью, но и одним из самых знаменитых архитектурных сооружений мира. И что удивительно- идеи Шухова и в наше время используют архитекторы.

Самым известным примером использования патента Шухова считается 610-метровая телебашня в китайском городе Гуанчжоу - самая высокая в мире сетчатая гиперболоидная конструкция. Ее возвели к Азиатским играм 2010 года для трансляции этого важного спортивного события.

«Русским Леонардо» называют его инженеры и архитекторы всего мира, изображение №11



О жизни и деятельности Владимира Григорьевича Шухова можно более подробно узнать, прочитав в книге Серии «Жизнь замечательных людей» Александра Васькина.



Возврат к списку

© 2014 Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек» 

Яндекс.Метрика
г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
Электронная почта: csdb-2008@inbox.ru
Телефон:

+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

Разработка сайта — Интернет-агентство «ИНТЕРВОЛГА»